Какая вода возвращается в наши реки после ее использования?
Большой ли путь проходят сточные воды, чтобы очиститься?
Ответы на эти и другие вопросы получила группа школьников, которой удалось побывать с экскурсией на одном из ключевых объектов АО "Водоканал" - на Очистных сооружениях канализации (ОСК) г. Иванова.
Очистка сточных вод - увлекательный процесс, поэтому ребята знакомились с ним с явным удовольствием и интересом. Теперь они знают то, что может рассказать не каждый взрослый!
Во-первых, все стоки городов Иваново и Кохма, а также частично Ивановского района собираются и подаются на ОСК "Водоканала" при помощи коллектора диаметром три метра. Только представьте себе трубу почти в два человеческих роста!
На первом этапе стоки проходят механическую очистку от крупного мусора. Это единственное место, где ребятам пришлось зажимать носы. Специфический запах здесь - естественное явление, поскольку это первый барьер на пути стоков. Но даже тут восхищают идеальная чистота и порядок.
Чтобы добраться до следующего уровня очистки, нужно пройти несколько сот метров и увидеть объект с говорящим названием "песколовка". Именно тут вода очищается от песка.
Затем стоки следуют в резервуары первичного отстаивания (круглые емкости вместимостью 4,5 тысячи кубометров), а далее заполняют аэротенки. И это, пожалуй, самый эффектный этап! В бурлящих резервуарах (каждый вмещает 22 тысячи кубометров) идет биологическая очистка: одноклеточные микроорганизмы, именуемые активным илом, перерабатывают органику, которая распадается на безвредные составляющие. Никакой химии, только естественный природный процесс! А чтобы он успешно шел, в воду подают кислород, который и создает эффект бурлящей воды.
Процесс очистки продолжается в резервуарах вторичного отстаивания и завершается в цеху, где работают микрофильтры и идет обеззараживание ультрафиолетом. Наконец, оттуда чистейшие струи бегут в выпускную камеру, чтобы слиться с водами Уводи (которая, между прочим, затем впадает в Волгу).
К слову, экскурсанты были удивлены тому, что российские требования к воде, которая вернется в природный источник, даже строже, чем те, что предъявляются к воде, текущей из наших кранов.
Мы уверены: теперь ребята знают больше и о «круговороте воды в природе» и о работе "Водоканала".